МБДОУ "Детский сад № 5 "Факел" аул Хатукай Красногвардейский район Республика Адыгея

Здоровая семья- здоровый ребенок..

Программа "Здравствуй" М.Л. Лазарева

 

«Здравствуй»

 

Оздоровительно-развивающая программа доктора медицинских наук М.Л. Лазарева.

Программа предназначена для работы с детьми 3-7 лет, разработана на основе современных научных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста в рамках существующих образовательных стандартов. Целью программы является оказание помощи педагогам и родителям в организации с детьми оздоровительной работы в процессе ежедневной деятельности. 

«Здравствуй!» — название программы формирования здоровья дошкольников.

Для названия программы здоровья детей России взято исконно русское слово.

В нем звучит приветствие ребенку, приглашение его в мир. В названии также показана главная цель программы: на личностном уровне научить ребенка любить себя. Именно через любовь к себе можно научить ребенка любви

к ближним, выполняя библейскую заповедь «возлюбить ближнего как самого себя».

Данный курс направлен на оздоровление детей в детском саду и в семье. Его цель - помочь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

В программу курса входят не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. При этом содержание курса, включающее в себя обширный сказочный материал, отражает и формирует внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей.

Особую роль в курсе играет музыка, которая впервые в отечественной и зарубежной педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма ребенка.

Работа по оздоровлению ведется в первую очередь с помощью музыки путем формирования у детей эмоционально-музыкальной доминанты.

ЭМД — сложная система восприятия ребенком окружающего мира и самого себя через музыкальные образы, возникающие в процессе музыкального творчества: пения, сочинения музыки, игры на детских музыкальных инструментах, слушания музыки и т. д. Эта система связана с различными сторонами эмоциональной сферы ребенка, обусловливающими стиль его поведения.

При разработке основного метода курса учитывались особенности воздействия психологических факторов (эмоции, мотивация и самосознание) на физическое здоровье. Было также установлено, что главным физическим фактором, наиболее тесно связанным с психологическими и одновременно наиболее важным для жизнедеятельности организма, является дыхание.

В связи с этим был разработан метод музыкальной психорегуляции дыхания, предполагающий постоянный дозированный эмоционально-дыхательно-двигательный тренинг ребенка в течение всего года.

Для осуществления данного метода были специально написаны песни (вокальные номера) на тематическом материале уроков здоровья (в программе употребляется термин «урок здоровья» наряду с обычным термином «оздоровительное занятие»).

Каждая песня представляет собой цветоинтонационную гимнастику, осуществляемую с помощью сольфеджирования по специально разработанному нотному стану с цветными нотками. При сольфеджировании ребенок производит вертикальные перемещения тела (садится и встает), соответствующие рисунку мелодии. Это позволяет формировать внутренний музыкальный слух и музыкальное интонационное мышление. Кроме того, каждая песня сопровождается рисованием.

В данном курсе разработан механизм формирования социальной мотивации здоровья путем проведения ежегодных Детских Игр Здоровья - Здравиад (автор — М. Л. Лазарев, 1998), представляющих собой детское неолимпийское движение.

Реализация курса «Здравствуй!» предполагает коллективное участие родителей и всех сотрудников детского сада.

"Здравиада"

Звучит музыка. Дети подготовительной группы входят в зал.

Вед.! Я хочу обратить ваше внимание вон туда, на наших ребятишек. Посмотрите, разве они похожи на больных и ослабленных детей? (обращается к детям).

Вед. Ребята, вы здоровы?

– Да!

Вед. А как настроение?

– Отличное!

Вед. Может быть, покажем сегодня нашим уважаемым гостям и родителям, как мы сами заботимся о своём здоровье, как любим плаванье, спорт, учимся правильно петь, а также любить и уважать друг друга?!

– Да!

Вед. Тогда выходите вперёд!..

На протяжении нескольких лет мы вместе с вами изучали программу “Здравствуй!”. Вы узнали много нового, интересного, обучились многим оздоровительным навыкам. Давайте, начнём с основных, главных ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЯ! (программа М. Л. Лазарева “Здравствуй!”)

Дети.

1. Чтоб здоровье улучшать,

Нужно носиком дышать.

Дети делают глубокий вдох и выдох носом.

2. По больницам не ходите,

Жизнь активную ведите.

Дети приседают: раз, два, раз, два.

3. Прямо в ванну, не стесняйтесь,

В ледяную окунайтесь!

Дети присаживаются на корточки, зажав нос, зажмурив глаза.

4. Перед едой напейтесь водой,

Во время еды – ни капли воды!

Дети: Ой! (схватившись за голову).

5. Грубых слов не говорите,

Только добрые дарите!

Дети (по очереди): будьте добры, спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте, до свидания.

6. Чтобы жить и не болеть,

Каждый день старайтесь петь!

7. Голосов чудесных пенье,

Улучшает настроенье!

Песня “Музыка, здравствуй!” (с взрослыми).

Входит физ. инструктор:

– Всем, ребята, мой привет

И такое слово:

“Спорт любите с детских лет,

Будете здоровы!”

Ну-ка, дружно, детвора,

Крикнем все: Физкульт –

Дети: Ура!

Песня “Физкульт-ура!” муз. Ю. Чичикова, сл. З. Петровой.

(сборник “Физкульт-ура!” издательство “Музыка”, г. Москва 1988г.0)

Дети выполняют перестроение в 2 колонны, инсценируя текст песни соответствующими физ. упражнениями.

Физрук:

Что ж, ребята, подготовку

Провели вы очень ловко.

А теперь… одевайте рюкзачки,

Лес я вижу впереди!

Дети одевают рюкзаки.

Спортивный номер “Туристы”.

Под музыку, дети с детскими рюкзачками идут друг за другом, “преодолевая” различные препятствия: “болото”, “речку”, “тоннели”, “непроходимый лес” и. т. д.

Вед. Вот так умеют себя оздоравливать наши самые старшие ребята. По-моему, неплохо!.. А сейчас посмотрим, с чего всё начинается,… и пригласим сюда самых маленьких наших воспитанников, проходите…

Входят дети 2й младшей гр. с воспитателем.

Вед. Знаете ли вы, уважаемые гости, что можно здороваться стихами? Именно так мы и будем сейчас здороваться.

– Я здороваюсь везде –

Дома и на улице,

Даже “здравствуй” говорю

Я соседской…

Дети (показывают “крылышки”): КУРИЦЕ!

Вместе с детьми читают стих Т.Сикачёвой, сопровождая движениями рук.

… Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, Утро!

Здравствуй, День!

Нам здороваться не лень!

Вед. Как замечательно у нас с вами получилось!

Продолжает “пальчиковую гимнастику”:

– Наши пальчики проснулись,

Потянулись, потянулись.

И друг другу улыбнулись…

А теперь они для нас

Все хотят пуститься в пляс!

Музыкально-речевая игра “Пальчик мой”

Музыка и слова И. Бодраченко

Вед. Да, что и говорить, нелёгкое это дело – заботиться о своём здоровье. Вот, например, возьмём ПИТАНИЕ. Как послушаешь этих врачей-диетологов: и то нельзя, и это вредно. А ведь как порой хочется чего-нибудь остренького, солёненького, да и от сладенького не всегда

откажешься!.. Ой, не знаю – как быть?! Лучше позову я на помощь ребятишек. Они как раз сейчас проходят тему “ПОЛЕЗНАЯ ЕДА”.

Входите, ребята, да посоветуйте нам, как лучше питаться, чтобы укрепить своё здоровье!

(Входят дети средней группы)

Дети:

1. Всем известно, всем понятно,

Что здоровым быть приятно.

2. Только надо знать,

Как здоровым стать.

3. Чтоб здоровым быть,

Учтите вы, заранее,

Что всем необходимо

Полезное питание.

4. И помните об этом,

Идя по магазинам,

Не сладости ищите –

Все: Ищите ВИТАМИНЫ!

Вед. Ах, вот оно что – ВИТАМИНЫ!

Стук в дверь. Входит мальчик (Взрослый).

Вед. Здравствуй, мальчик. Ты кто?

Мальчик.

Заболейкин Ваня я,

Только болен я, друзья.

У меня унылый вид,

Очень голова болит.

Ломит спину, колет бок,

Нужен врач. Он мне б помог.

Дети (по очереди):

1. Хватит охать и реветь,

стыдно мальчику болеть.

2. Вот не ходишь в детский сад,

А узнал бы у ребят:

Как здоровым, сильным быть,

Как без грусти день прожить.

3. Что, ребята, мы ведь сможем,

Заболейкину поможем?!

Дети. – Да!

Вед. Какая у тебя странная фамилия, ЗАБОЛЕЙКИН!

Ваня. А мне нравится моя фамилия, она мне как раз подходит, потому, что я постоянно болею. Я сегодня к вам в детский сад пришёл, а завтра я заболею, и буду сидеть дома.

Вед. Что-то с тобой непонятное творится. Неужели тебе нравится всё время болеть, ходить по больницам, пить таблетки? А вы, ребята, любите болеть?

– Нет!

Вед. Наши дети умеют гораздо интереснее проводить время. Иногда бывает так, что дети болеют, но надо стараться быть здоровым.

Ваня. Да как это – СТАРАТЬСЯ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ?! Я стараюсь – вот посмотрите, как я тепло одеваюсь, чтобы не простыть! И всё равно простываю. Апчхи! (чихает).

Вед. Вот потому и простываешь, что так тепло одеваешься. Ребята, посоветуйте Заболейкину, что ему нужно делать, чтобы быть здоровым.

Дети дают советы.

Ваня. Во-во… про полезные продукты я клёвые стишки сочинил. Их даже по телевизору передают… в РЕКЛАМЕ!

Вытаскивает записную книжку, читает, а дети ему по очереди – ответ.

1. Жёлтая фанта – напиток для франта!

Дети:

– Будешь фанту пить, смотри –

Растворишься изнутри!

2. В мире лучшая награда – это плитка шоколада!

Дети:

– В мире лучшая награда –

Это ветка винограда.

Пусть запомнит стар и млад –

Зубы портит шоколад.

3. Будешь много есть горчицы – полетишь быстрее птицы!

Дети:

– Тот, кто много ест горчицы,

Будет злей самой волчицы!

4. Все великие поэты очень любят сигареты!

Дети:

– Если будешь, друг, курить –

То не сможешь долго жить!

(Стихи-советы взяты из программы М. Л. Лазарева “Здравствуй!”).

Ваня закашливается.

Вед. Ой-ё-ёй! Заболейкин, как нам тебя жалко! Ребята, срочно забирайте его с собой в группу и перевоспитывайте!

Песня “Вредная еда” М. Л. Лазарева

На окончание песни дети берут Заболейкина за руки и уводят в группу.

Входят дети старшей группы.

Вед. Вот ведь как бывает! А среди вас, дорогие гости, нет таких “ЗАБОЛЕЙКИНЫХ”?! А?!

– Нет!

Вед. Верю. Верю потому, что у всех у вас вполне здоровый вид, радостные и улыбающиеся лица! А улыбка – это хорошее настроение и залог здоровья! Улыбаясь, мы дарим друг другу здоровье и радость!

Ну, а если вдруг занедужится, обратитесь к своим детям, они быстренько поставят вас на ноги. Предлагаем вам почаще вместе с детьми играть вот в такую, к примеру, игру, очень полезную, на мой взгляд. Начинайте, ребята!

Музыкальная пальчиково-речевая игра

“Ай, туки, туки, туки”.

Модель Т. Боровик. На мелодию рус. нар. песни “Как у наших у ворот”.

Вед. Да уж, тут и не захочешь, да затанцуешь!

Любой танец на усмотрение муз. руководителя

Вед. Испокон веков ЧЕЛОВЕК задумывается, как оздоровить себя, своих детей, как прожить дольше. Он постоянно ищет ответы на, порой, неразрешимые вопросы, ищет пути и средства их разрешения. И эти пути иногда уводят его, как это ни парадоксально, ОТ цивилизации, высоко в горы, в непроходимые леса.

И сегодняшний наш гость – прямо оттуда, с Тибетских гор, встречайте… специалист по нетрадиционной тибетской медицине – ХУАНЬ СЯО СИСЯО!

Звучит китайская музыка. Входит КИТАЙСКИЙ ГОСТЬ. Раскланивается на 3 стороны, улыбается.

Гость.

Я плисола вам сказать –

Сяз бамаська доставать.

Я ведь вам не плисидента –

Без бамаська выступать.

Здесь сисясь не Юбилей, нет?

Вед.(растерянно): Нет…

Гость (продолжает)

Визу много здесь гостей.

Потому я и плисола,

Стобы стало веселей.

Вед. Уважаемый Сяо Сисяо, вы прибыли к нам из самого ОАЗИСА здоровья! Раскройте нам свои секреты долголетия, хотя бы некоторые из них.

Гость. Сисясь, сисясь, минутоська…

Достаёт ещё одну бумажку.

Поёт:

Я плисола лассказать,

Как сдоловыми вам стать:

Цяссе пой и улибайся,

Физкультула занимайся.

По утлам зелёный цяй

Наливай и не скуцяй.

Ты меня послюсяй –

Лис без соли кусяй.

Ведь фигула – это…

Лисова диета.

Был в голах недавно я –

Тлавка вам соблал, длузья.

Называется “ЗЭНЬ СЭНЬ” –

Будес бодлый сэлый день!

Вот и все мои советы,

Из Китая вам пливеты.

Лис, “зэнь сэнь”, зелёный цяй,

Плиезайте к нам в Китай!

(Автор текста: Катрухина Н.И.)

Под музыку и аплодисменты уходит.

Звучит ритмичная современная музыка (аудио), в зал вбегают девочки подготовительной группы с лентами .

Исполняют “Спортивный танец”

В заключение танца, под музыку и аплодисменты в зал входят все участники праздника.

Вед. И на прощанье… пожелаем, друг другу крепкого здоровья и пусть НАШ девиз станет и ВАШИМ правилом:

Все.

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу.

(М.Л. Лазарев)

Все участники (взрослые и дети) поют песню В. Шаинского

“Неприятность эту мы переживём”

Под музыку и аплодисменты все выходят из зала.

 

16 октября 2013 в 10:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.