МБДОУ "Детский сад № 5 "Факел" аул Хатукай Красногвардейский район Республика Адыгея
Здоровая семья- здоровый ребенок..Программа "Здравствуй" М.Л. Лазарева
«Здравствуй»
Оздоровительно-развивающая программа доктора медицинских наук М.Л. Лазарева. Программа предназначена для работы с детьми 3-7 лет, разработана на основе современных научных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста в рамках существующих образовательных стандартов. Целью программы является оказание помощи педагогам и родителям в организации с детьми оздоровительной работы в процессе ежедневной деятельности. «Здравствуй!» — название программы формирования здоровья дошкольников. Для названия программы здоровья детей России взято исконно русское слово. В нем звучит приветствие ребенку, приглашение его в мир. В названии также показана главная цель программы: на личностном уровне научить ребенка любить себя. Именно через любовь к себе можно научить ребенка любви к ближним, выполняя библейскую заповедь «возлюбить ближнего как самого себя». Данный курс направлен на оздоровление детей в детском саду и в семье. Его цель - помочь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. В программу курса входят не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. При этом содержание курса, включающее в себя обширный сказочный материал, отражает и формирует внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Особую роль в курсе играет музыка, которая впервые в отечественной и зарубежной педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма ребенка. Работа по оздоровлению ведется в первую очередь с помощью музыки путем формирования у детей эмоционально-музыкальной доминанты. ЭМД — сложная система восприятия ребенком окружающего мира и самого себя через музыкальные образы, возникающие в процессе музыкального творчества: пения, сочинения музыки, игры на детских музыкальных инструментах, слушания музыки и т. д. Эта система связана с различными сторонами эмоциональной сферы ребенка, обусловливающими стиль его поведения. При разработке основного метода курса учитывались особенности воздействия психологических факторов (эмоции, мотивация и самосознание) на физическое здоровье. Было также установлено, что главным физическим фактором, наиболее тесно связанным с психологическими и одновременно наиболее важным для жизнедеятельности организма, является дыхание. В связи с этим был разработан метод музыкальной психорегуляции дыхания, предполагающий постоянный дозированный эмоционально-дыхательно-двигательный тренинг ребенка в течение всего года. Для осуществления данного метода были специально написаны песни (вокальные номера) на тематическом материале уроков здоровья (в программе употребляется термин «урок здоровья» наряду с обычным термином «оздоровительное занятие»). Каждая песня представляет собой цветоинтонационную гимнастику, осуществляемую с помощью сольфеджирования по специально разработанному нотному стану с цветными нотками. При сольфеджировании ребенок производит вертикальные перемещения тела (садится и встает), соответствующие рисунку мелодии. Это позволяет формировать внутренний музыкальный слух и музыкальное интонационное мышление. Кроме того, каждая песня сопровождается рисованием. В данном курсе разработан механизм формирования социальной мотивации здоровья путем проведения ежегодных Детских Игр Здоровья - Здравиад (автор — М. Л. Лазарев, 1998), представляющих собой детское неолимпийское движение. Реализация курса «Здравствуй!» предполагает коллективное участие родителей и всех сотрудников детского сада. "Здравиада" Звучит музыка. Дети подготовительной группы входят в зал. Вед.! Я хочу обратить ваше внимание вон туда, на наших ребятишек. Посмотрите, разве они похожи на больных и ослабленных детей? (обращается к детям). Вед. Ребята, вы здоровы? – Да! Вед. А как настроение? – Отличное! Вед. Может быть, покажем сегодня нашим уважаемым гостям и родителям, как мы сами заботимся о своём здоровье, как любим плаванье, спорт, учимся правильно петь, а также любить и уважать друг друга?! – Да! Вед. Тогда выходите вперёд!.. На протяжении нескольких лет мы вместе с вами изучали программу “Здравствуй!”. Вы узнали много нового, интересного, обучились многим оздоровительным навыкам. Давайте, начнём с основных, главных ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЯ! (программа М. Л. Лазарева “Здравствуй!”) Дети. 1. Чтоб здоровье улучшать, Нужно носиком дышать. Дети делают глубокий вдох и выдох носом. 2. По больницам не ходите, Жизнь активную ведите. Дети приседают: раз, два, раз, два. 3. Прямо в ванну, не стесняйтесь, В ледяную окунайтесь! Дети присаживаются на корточки, зажав нос, зажмурив глаза. 4. Перед едой напейтесь водой, Во время еды – ни капли воды! Дети: Ой! (схватившись за голову). 5. Грубых слов не говорите, Только добрые дарите! Дети (по очереди): будьте добры, спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте, до свидания. 6. Чтобы жить и не болеть, Каждый день старайтесь петь! 7. Голосов чудесных пенье, Улучшает настроенье! Песня “Музыка, здравствуй!” (с взрослыми). Входит физ. инструктор: – Всем, ребята, мой привет И такое слово: “Спорт любите с детских лет, Будете здоровы!” Ну-ка, дружно, детвора, Крикнем все: Физкульт – Дети: Ура! Песня “Физкульт-ура!” муз. Ю. Чичикова, сл. З. Петровой. (сборник “Физкульт-ура!” издательство “Музыка”, г. Москва 1988г.0) Дети выполняют перестроение в 2 колонны, инсценируя текст песни соответствующими физ. упражнениями. Физрук: Что ж, ребята, подготовку Провели вы очень ловко. А теперь… одевайте рюкзачки, Лес я вижу впереди! Дети одевают рюкзаки. Спортивный номер “Туристы”. Под музыку, дети с детскими рюкзачками идут друг за другом, “преодолевая” различные препятствия: “болото”, “речку”, “тоннели”, “непроходимый лес” и. т. д. Вед. Вот так умеют себя оздоравливать наши самые старшие ребята. По-моему, неплохо!.. А сейчас посмотрим, с чего всё начинается,… и пригласим сюда самых маленьких наших воспитанников, проходите… Входят дети 2й младшей гр. с воспитателем. Вед. Знаете ли вы, уважаемые гости, что можно здороваться стихами? Именно так мы и будем сейчас здороваться. – Я здороваюсь везде – Дома и на улице, Даже “здравствуй” говорю Я соседской… Дети (показывают “крылышки”): КУРИЦЕ! Вместе с детьми читают стих Т.Сикачёвой, сопровождая движениями рук. … Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Здравствуй, Утро! Здравствуй, День! Нам здороваться не лень! Вед. Как замечательно у нас с вами получилось! Продолжает “пальчиковую гимнастику”: – Наши пальчики проснулись, Потянулись, потянулись. И друг другу улыбнулись… А теперь они для нас Все хотят пуститься в пляс! Музыкально-речевая игра “Пальчик мой” Музыка и слова И. Бодраченко Вед. Да, что и говорить, нелёгкое это дело – заботиться о своём здоровье. Вот, например, возьмём ПИТАНИЕ. Как послушаешь этих врачей-диетологов: и то нельзя, и это вредно. А ведь как порой хочется чего-нибудь остренького, солёненького, да и от сладенького не всегда откажешься!.. Ой, не знаю – как быть?! Лучше позову я на помощь ребятишек. Они как раз сейчас проходят тему “ПОЛЕЗНАЯ ЕДА”. Входите, ребята, да посоветуйте нам, как лучше питаться, чтобы укрепить своё здоровье! (Входят дети средней группы) Дети: 1. Всем известно, всем понятно, Что здоровым быть приятно. 2. Только надо знать, Как здоровым стать. 3. Чтоб здоровым быть, Учтите вы, заранее, Что всем необходимо Полезное питание. 4. И помните об этом, Идя по магазинам, Не сладости ищите – Все: Ищите ВИТАМИНЫ! Вед. Ах, вот оно что – ВИТАМИНЫ! Стук в дверь. Входит мальчик (Взрослый). Вед. Здравствуй, мальчик. Ты кто? Мальчик. Заболейкин Ваня я, Только болен я, друзья. У меня унылый вид, Очень голова болит. Ломит спину, колет бок, Нужен врач. Он мне б помог. Дети (по очереди): 1. Хватит охать и реветь, стыдно мальчику болеть. 2. Вот не ходишь в детский сад, А узнал бы у ребят: Как здоровым, сильным быть, Как без грусти день прожить. 3. Что, ребята, мы ведь сможем, Заболейкину поможем?! Дети. – Да! Вед. Какая у тебя странная фамилия, ЗАБОЛЕЙКИН! Ваня. А мне нравится моя фамилия, она мне как раз подходит, потому, что я постоянно болею. Я сегодня к вам в детский сад пришёл, а завтра я заболею, и буду сидеть дома. Вед. Что-то с тобой непонятное творится. Неужели тебе нравится всё время болеть, ходить по больницам, пить таблетки? А вы, ребята, любите болеть? – Нет! Вед. Наши дети умеют гораздо интереснее проводить время. Иногда бывает так, что дети болеют, но надо стараться быть здоровым. Ваня. Да как это – СТАРАТЬСЯ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ?! Я стараюсь – вот посмотрите, как я тепло одеваюсь, чтобы не простыть! И всё равно простываю. Апчхи! (чихает). Вед. Вот потому и простываешь, что так тепло одеваешься. Ребята, посоветуйте Заболейкину, что ему нужно делать, чтобы быть здоровым. Дети дают советы. Ваня. Во-во… про полезные продукты я клёвые стишки сочинил. Их даже по телевизору передают… в РЕКЛАМЕ! Вытаскивает записную книжку, читает, а дети ему по очереди – ответ. 1. Жёлтая фанта – напиток для франта! Дети: – Будешь фанту пить, смотри – Растворишься изнутри! 2. В мире лучшая награда – это плитка шоколада! Дети: – В мире лучшая награда – Это ветка винограда. Пусть запомнит стар и млад – Зубы портит шоколад. 3. Будешь много есть горчицы – полетишь быстрее птицы! Дети: – Тот, кто много ест горчицы, Будет злей самой волчицы! 4. Все великие поэты очень любят сигареты! Дети: – Если будешь, друг, курить – То не сможешь долго жить! (Стихи-советы взяты из программы М. Л. Лазарева “Здравствуй!”). Ваня закашливается. Вед. Ой-ё-ёй! Заболейкин, как нам тебя жалко! Ребята, срочно забирайте его с собой в группу и перевоспитывайте! Песня “Вредная еда” М. Л. Лазарева На окончание песни дети берут Заболейкина за руки и уводят в группу. Входят дети старшей группы. Вед. Вот ведь как бывает! А среди вас, дорогие гости, нет таких “ЗАБОЛЕЙКИНЫХ”?! А?! – Нет! Вед. Верю. Верю потому, что у всех у вас вполне здоровый вид, радостные и улыбающиеся лица! А улыбка – это хорошее настроение и залог здоровья! Улыбаясь, мы дарим друг другу здоровье и радость! Ну, а если вдруг занедужится, обратитесь к своим детям, они быстренько поставят вас на ноги. Предлагаем вам почаще вместе с детьми играть вот в такую, к примеру, игру, очень полезную, на мой взгляд. Начинайте, ребята! Музыкальная пальчиково-речевая игра “Ай, туки, туки, туки”. Модель Т. Боровик. На мелодию рус. нар. песни “Как у наших у ворот”. Вед. Да уж, тут и не захочешь, да затанцуешь! Любой танец на усмотрение муз. руководителя Вед. Испокон веков ЧЕЛОВЕК задумывается, как оздоровить себя, своих детей, как прожить дольше. Он постоянно ищет ответы на, порой, неразрешимые вопросы, ищет пути и средства их разрешения. И эти пути иногда уводят его, как это ни парадоксально, ОТ цивилизации, высоко в горы, в непроходимые леса. И сегодняшний наш гость – прямо оттуда, с Тибетских гор, встречайте… специалист по нетрадиционной тибетской медицине – ХУАНЬ СЯО СИСЯО! Звучит китайская музыка. Входит КИТАЙСКИЙ ГОСТЬ. Раскланивается на 3 стороны, улыбается. Гость. Я плисола вам сказать – Сяз бамаська доставать. Я ведь вам не плисидента – Без бамаська выступать. Здесь сисясь не Юбилей, нет? Вед.(растерянно): Нет… Гость (продолжает) Визу много здесь гостей. Потому я и плисола, Стобы стало веселей. Вед. Уважаемый Сяо Сисяо, вы прибыли к нам из самого ОАЗИСА здоровья! Раскройте нам свои секреты долголетия, хотя бы некоторые из них. Гость. Сисясь, сисясь, минутоська… Достаёт ещё одну бумажку. Поёт: Я плисола лассказать, Как сдоловыми вам стать: Цяссе пой и улибайся, Физкультула занимайся. По утлам зелёный цяй Наливай и не скуцяй. Ты меня послюсяй – Лис без соли кусяй. Ведь фигула – это… Лисова диета. Был в голах недавно я – Тлавка вам соблал, длузья. Называется “ЗЭНЬ СЭНЬ” – Будес бодлый сэлый день! Вот и все мои советы, Из Китая вам пливеты. Лис, “зэнь сэнь”, зелёный цяй, Плиезайте к нам в Китай! (Автор текста: Катрухина Н.И.) Под музыку и аплодисменты уходит. Звучит ритмичная современная музыка (аудио), в зал вбегают девочки подготовительной группы с лентами . Исполняют “Спортивный танец” В заключение танца, под музыку и аплодисменты в зал входят все участники праздника. Вед. И на прощанье… пожелаем, друг другу крепкого здоровья и пусть НАШ девиз станет и ВАШИМ правилом: Все. Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу. (М.Л. Лазарев) Все участники (взрослые и дети) поют песню В. Шаинского “Неприятность эту мы переживём” Под музыку и аплодисменты все выходят из зала.
16 октября 2013 в 10:34
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.