МБДОУ "Детский сад № 5 "Факел" аул Хатукай Красногвардейский район Республика Адыгея
Дети - катастрофы«В одной стране, в одном городе, в одном детском саду жил-был мальчик (или жила-была девочка), который всегда все ставил с ног на голову. Он все время двигался, толкал других ребят и постоянно получал и получал замечания от всех взрослых. И никак у этого мальчишки не получалось усидеть на месте как он ни старался. Все расстраивались: и любимая мама, и любимая воспитательница, и сам мальчик больше всех. Он очень-очень переживал, но никак не мог остановиться. А главное, почему-то он лучше запоминал и понимал все, когда двигался, а когда пробовал сидеть спокойно, как другие дети, он почти ничего не понимал и не запоминал, потому что все силы у него уходили на сиденье...» В последнее время родители и воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. В каждой группе, в каждом детском саду всегда есть такие мальчик или девочка (а часто и не один), которых хоть за ручку води, все - равно успевают кого-нибудь толкнуть, куда-нибудь «врезаться» и что-нибудь разбить. Исследователи отмечают, что, например, в США таких (гиперактивных) детей от 4 до 20%, в Великобритании 1—3%, в Италии 3—10%, в России 4—18% (по данным А.Л. Сиротюк). По данным И.П. Брязгунова, в 1997—1999 гг. «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» был выявлен у каждого пятого дошкольника средней полосы России. У каждого пятого! То есть в каждой группе уже не один-два, а пять! Особенно обостряется положение в период поступления в школу, что обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности.
Причины и механизмы развития гиперактивности стали объектом исследования ученых различных областей наук: физиологии, медицины, психологии. Исследователи пришли к выводу, что в 84% случаев возникновение гиперактивности связано с особенностью протекания беременности и родов, экологией, общением будущей матери с электроприборами, работой за компьютером, а в 57% случаев развитие синдрома обусловлено генетически (по данным Н.Н. Заваденко). По тем или иным причинам мозг ребенка получил слабые повреждения, т.е. часть клеток попросту не функционируют, но сразу начинается процесс воcстановления, т.е. одновременно идет процесс нормального возрастного развития ребенка и процесс восстановления — нервная система такого ребенка работает с двойной нагрузкой. Как правило, подобная ситуация компенсируется к подростковому возрасту, а в период дошкольного детства организм выполняет двойную работу: компенсирует повреждения и проходит все стадии обычного возрастного развития. Для того чтобы удержать позу, усидеть на месте, мозгу ребенка нужно прикладывать усилия, и сил на то, чтобы услышать вас и понять о чем вы говорите, уже не остается. А крутясь и двигаясь, ребенок умудряется все услышать и увидеть. Подвижность для такого ребенка — залог активности мозга. Таким образом, именно из-за особенностей развития такие дети избыточно активны, часто отвлекаются, не умеют контролировать свои действия и подчинятьсяправилам. Нахождение такого ребенка в группе детского сада связано с рядом проблем. Во время занятий эти дети часто вскакивают с места, не понимают, чего от них хочет воспитатель. Гиперактивный ребенок получает больше всего замечаний, окриков, «отрицательного внимания», он мешает другим и часто нарушает весь строй учебно-воспитательного процесса. Воспитатель пытается «переломить» ребенка, считая, что «он может, но не хочет». В подавляющем большинстве случаев наказанием для него является ограничение двигательной активности, высаживание на стульчик и т.д. А ребенок просто не в состоянии усидеть: он сползает со стула, качается на нем, отковыривает кусочки лака. Ограничивая движения такого ребенка, мы снижаем уровень активности его мозга, т.е. только усугубляем ситуацию. Обычно воспитатель расценивает подобное поведение как дальнейшее неповиновение, а в результате: ребенок в слезах, воспитатель в напряжении — между ними растет стена взаимного непонимания и обид. Включение родителей в сложившуюся ситуацию еще сильнее обостряют ее: родитель добавляет напряжение ребенку, упрекая его и наказывая, осложняются отношения с воспитателем. Возникает конфликт, сторонами которого являются воспитатель, родитель и ребенок. Круг замкнулся. Воспитатель винит родителя в нерадивости и недостаточном внимании к воспитанию своего ребенка, ребенка в избалованности и нежелании подчиняться и ... в глубине души себя, в неумении, несмотря на опыт, справиться с ситуацией. Родитель обвиняет воспитателя в предвзятости, постоянных придирках и неумении найти подход к ребенку. «Уже даже дети говорят, что мой Дима все время сидит наказанный, его никто из детей не любит из-за отношения к нему воспитателя!» — переживает мама четырехлетнего Димы. В то же время родитель обвиняет ребенка в непутевости и нежелании что-либо понимать и ... в глубине души себя, в том, что не справился, не воспитал. Ребенок обвиняет воспитателя в чрезмерной к нему строгости и бесконечных наказаниях, родителей в непонимании, упреках и требованиях, которые он не может выполнить, и ... себя! себя! себя! — за то, что он такой, что он плохой и поэтому его никто не любит. Напряжение растет, ребенок «ведет» себя все хуже и хуже, чувствуя, что не такой как все, что он не может с собой справиться. Прежде всего, в сложившейся ситуации необходимо изменить систему оценок поведения ребенка, взглядов на него. Ребенок не «может, но не хочет», а «хочет, но не может». Родителям и воспитателям необходимо понять, что ребенок замечательный, особенный — активный, любознательный, творческий (возможно даже гениальный: к гиперактивным детям, например, относились Д. Эдиссон и У. Черчилль). Просто таким детям нужен особый подход, нужна помощь, и только последовательные и длительные приемы могут сгладить проявления этого состояния. С особой осторожностью нужно отнестись к раннему (до пяти лет) обучению гиперактивных детей цифрам, грамоте, счету, чтению. Для них необходимы своя индивидуальная система нахождения в детском саду, своя терапия. Так же как организм одного ребенка не воспринимает рыбу или апельсин, так и организм гиперактивного ребенка не воспринимает ограничение движения — его мозг просто отказывается работать. Работоспособность такого ребенка циклична: 5—15 мин работы, 3—7 мин отдыха. Такие временные периоды плохо вписываются в систему занятий, поэтому у гиперактивного ребенка должен быть свой график. Как этого добиться, когда все дети занимаются вместе, у них одна программа и один режим дня? Просто надо перевернуть свою систему взглядов на такого ребенка, вспомнить, что для него движение — залог активности мозга, потребность, которую невозможно контролировать. В тот момент, когда сорванец становится чрезмерно активным и вовсю реализует свою потребность, стимулирует свой мозг, можно . попробовать вместо окрика или наказания отправить ребенка в спальню, где предложить выполнить упражнения заранее разученные с психологом и с мамой дома. Отдых поможет ребенку прийти в норму и реализовать свои физиологические потребности, а воспитателю не отвлекаться на одного ребенка в течение всего занятия. Комплекс упражнений, состоящий из дыхательных, глазодвигательных упражнений и основного упражнения, направленного на реализацию потребности в движении и снижении излишней двигательной активности, поможет и ребенку, и воспитателю, и родителю. Реакция детей группы скоро будет примерно такой же, как реакция на то, что кто-то не ест какой-то продукт или не принимает какое-то лекарство. Комплекс упражнений необходимо дополнить системой поощрений: за каждое не сорванное занятие, за каждое прослушивание сказки без отвлечений. А что это будет — веселая полянка с цветочками-поощрениями или еще что-то интересное — зависит от фантазии родителей и педагога. Следует отметить, что подобная система может существовать только при совместной кропотливой работе родителей и педагога. Процесс адаптации гиперактивного ребенка к системе воспитания и обучения в детском саду, безусловно, длительный и сложный, но результат оправдает затраченные усилия: спокойный воспитатель, спокойные родители, а главное — счастливый ребенок. От вас, дорогие педагоги, зависит чем закончится сказка про мальчика (или девочку), который жил-был в одном городе, в одном детском саду... 23 мая 2014 в 12:05
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.