МБДОУ "Детский сад № 5 "Факел" аул Хатукай Красногвардейский район Республика Адыгея

Дети - катастрофы

«В одной стране, в одном го­роде, в одном детском саду жил-был мальчик (или жила-была де­вочка), который всегда все ста­вил с ног на голову. Он все время двигался, толкал других ребят и постоянно получал и получал за­мечания от всех взрослых. И ни­как у этого мальчишки не полу­чалось усидеть на месте как он ни старался. Все расстраива­лись: и любимая мама, и люби­мая воспитательница, и сам мальчик больше всех. Он очень-очень переживал, но никак не мог остановиться. А главное, почему-то он лучше запоминал и понимал все, когда двигался, а когда пробовал сидеть спокой­но, как другие дети, он почти ничего не понимал и не запоми­нал, потому что все силы у него уходили на сиденье...»

В последнее время родители и воспитатели все чаще сталкива­ются с детьми, двигательная ак­тивность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. В каждой группе, в каждом детском саду всегда есть такие мальчик или девочка (а часто и не один), ко­торых хоть за ручку води, все - равно успевают кого-нибудь толкнуть, куда-нибудь «врезать­ся» и что-нибудь разбить. Ис­следователи отмечают, что, на­пример, в США таких (гиперак­тивных) детей от 4 до 20%, в Ве­ликобритании 1—3%, в Италии 3—10%, в России 4—18% (по дан­ным А.Л. Сиротюк). По данным И.П. Брязгунова, в 1997—1999 гг. «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» был выяв­лен у каждого пятого дошколь­ника средней полосы России. У каждого пятого! То есть в каж­дой группе уже не один-два, а пять! Особенно обостряется по­ложение в период поступления в школу, что обусловлено динами­кой развития высшей нервной деятельности.

 

Причины и механизмы разви­тия гиперактивности стали объектом исследования ученых различных областей наук: физио­логии, медицины, психологии. Ис­следователи пришли к выводу, что в 84% случаев возникновение гиперактивности связано с осо­бенностью протекания беремен­ности и родов, экологией, обще­нием будущей матери с элект­роприборами, работой за компь­ютером, а в 57% случаев развитие синдрома обусловлено генети­чески (по данным Н.Н. Заваденко). По тем или иным причинам мозг ребенка получил слабые повреждения, т.е. часть клеток попросту не функционируют, но сразу начинается процесс воcстановления, т.е. одновременно идет процесс нормального воз­растного развития ребенка и процесс восстановления — не­рвная система такого ребенка работает с двойной нагрузкой. Как правило, подобная ситуация компенсируется к подростково­му возрасту, а в период дошколь­ного детства организм выполня­ет двойную работу: компенси­рует повреждения и проходит все стадии обычного возрастно­го развития.

Для того чтобы удержать позу, усидеть на месте, мозгу ребенка нужно приклады­вать усилия, и сил на то, чтобы услышать вас и понять о чем вы говорите, уже не остается. А крутясь и двигаясь, ребенок умудряется все услышать и уви­деть. Подвижность для такого ребенка — залог активности мозга. Таким образом, именно из-за особенностей развития та­кие дети избыточно активны, ча­сто отвлекаются, не умеют конт­ролировать свои действия и под­чинятьсяправилам.



Нахождение такого ребенка в группе детского сада связано с рядом проблем. Во время заня­тий эти дети часто вскакивают с места, не понимают, чего от них хочет воспитатель. Гиперактив­ный ребенок получает больше всего замечаний, окриков, «отри­цательного внимания», он меша­ет другим и часто нарушает весь строй учебно-воспитатель­ного процесса. Воспитатель пы­тается «переломить» ребенка, считая, что «он может, но не хо­чет». В подавляющем большин­стве случаев наказанием для него является ограничение дви­гательной активности, высажи­вание на стульчик и т.д. А ребе­нок просто не в состоянии уси­деть: он сползает со стула, кача­ется на нем, отковыривает ку­сочки лака.

Ограничивая дви­жения такого ребенка, мы сни­жаем уровень активности его мозга, т.е. только усугубляем си­туацию. Обычно воспитатель расценивает подобное поведе­ние как дальнейшее неповино­вение, а в результате: ребенок в слезах, воспитатель в напряже­нии — между ними растет стена взаимного непонимания и обид. Включение родителей в сложив­шуюся ситуацию еще сильнее обостряют ее: родитель добав­ляет напряжение ребенку, упре­кая его и наказывая, осложняют­ся отношения с воспитателем. Возникает конфликт, сторонами которого являются воспитатель, родитель и ребенок. Круг замкнулся. Воспитатель винит родителя в нерадивости и недостаточном внимании к воспитанию своего ребенка, ребенка в изба­лованности и нежелании подчи­няться и ... в глубине души себя, в неумении, несмотря на опыт, справиться с ситуацией. Роди­тель обвиняет воспитателя в предвзятости, постоянных при­дирках и неумении найти под­ход к ребенку. «Уже даже дети говорят, что мой Дима все время сидит наказанный, его никто из детей не любит из-за отношения к нему воспитателя!» — пере­живает мама четырехлетнего Димы. В то же время родитель обвиняет ребенка в непутевости и нежелании что-либо понимать и ... в глубине души себя, в том, что не справился, не воспитал. Ребе­нок обвиняет воспитателя в чрез­мерной к нему строгости и бес­конечных наказаниях, родителей в непонимании, упреках и требова­ниях, которые он не может вы­полнить, и ... себя! себя! себя! — за то, что он такой, что он плохой и поэтому его никто не любит. Напряжение растет, ребенок «ве­дет» себя все хуже и хуже, чув­ствуя, что не такой как все, что он не может с собой справиться.


Прежде всего, в сложившейся ситуации необходимо изменить систему оценок поведения ре­бенка, взглядов на него. Ребенок не «может, но не хочет», а «хочет, но не может». Родителям и вос­питателям необходимо понять, что ребенок замечательный, особенный — активный, любоз­нательный, творческий (возмож­но даже гениальный: к гиперак­тивным детям, например, относи­лись Д. Эдиссон и У. Черчилль).



Просто таким детям нужен осо­бый подход, нужна помощь, и только последовательные и дли­тельные приемы могут сгладить проявления этого состояния. С особой осторожностью нуж­но отнестись к раннему (до пяти лет) обучению гиперактив­ных детей цифрам, грамоте, сче­ту, чтению. Для них необходимы своя индивидуальная система нахождения в детском саду, своя терапия. Так же как организм одного ребенка не воспринима­ет рыбу или апельсин, так и организм гиперактивного ре­бенка не воспринимает ограни­чение движения — его мозг просто отказывается работать.

 Работоспособность такого ре­бенка циклична: 5—15 мин ра­боты, 3—7 мин отдыха. Такие временные периоды плохо впи­сываются в систему занятий, по­этому у гиперактивного ребенка должен быть свой график. Как этого добиться, когда все дети за­нимаются вместе, у них одна про­грамма и один режим дня? Про­сто надо перевернуть свою сис­тему взглядов на такого ребенка, вспомнить, что для него движе­ние — залог активности мозга, потребность, которую невозмож­но контролировать. В тот мо­мент, когда сорванец становится чрезмерно активным и вовсю реализует свою потребность, стимулирует свой мозг, можно . попробовать вместо окрика или наказания отправить ребенка в спальню, где предложить выпол­нить упражнения заранее разу­ченные с психологом и с мамой дома. Отдых поможет ребенку прийти в норму и реализовать свои физиологические потреб­ности, а воспитателю не отвле­каться на одного ребенка в тече­ние всего занятия.

Комплекс упражнений, состоящий из ды­хательных, глазодвигательных упражнений и основного уп­ражнения, направленного на реализацию потребности в движе­нии и снижении излишней дви­гательной активности, поможет и ребенку, и воспитателю, и ро­дителю. Реакция детей группы скоро будет примерно такой же, как реакция на то, что кто-то не ест какой-то продукт или не принимает какое-то лекарство. Комплекс упражнений необхо­димо дополнить системой по­ощрений: за каждое не сорван­ное занятие, за каждое прослу­шивание сказки без отвлече­ний. А что это будет — веселая полянка с цветочками-поощре­ниями или еще что-то интерес­ное — зависит от фантазии ро­дителей и педагога.

 Следует от­метить, что подобная система может существовать только при совместной кропотливой работе родителей и педагога. Процесс адаптации гиперактивного ре­бенка к системе воспитания и обучения в детском саду, безус­ловно, длительный и сложный, но результат оправдает затрачен­ные усилия: спокойный воспи­татель, спокойные родители, а главное — счастливый ребенок. От вас, дорогие педагоги, зависит чем закончится сказка про маль­чика (или девочку), который жил-был в одном городе, в одном детском саду...

23 мая 2014 в 12:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.